Финансы Российской Федерации
Финансы Российской Федерации — это совокупность экономических отношений по созданию фондов финансовых средств, а также их распределению и использованию.
Структура
В структуру финансов Российской Федерации входят несколько институтов:
1. Бюджетная система, которая состоит из государственных и местных бюджетов;
2. Целевые внебюджетные фонды;
3. Финансы промышленных предприятий, учреждений и организаций, а также предприятий народного хозяйства;
4. Страховые фонды;
5. Кредитные организации.
Перечисленные институты существуют на местном, региональном и федеральном уровнях. Бюджетная система занимает центральное место, с ее помощью образуются денежные фонды административно-территориальных субъектов и других государственных органов. Финансы физических и юридических лиц так же включаются в финансово-хозяйственную систему Российской Федерации.
Фонды
Немаловажную роль в финансовой системе играют внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защищенность граждан Российской Федерации. К ним относятся: Фонд Обязательного Медицинского Страхования, Фонд Занятости Населения, Государственный Пенсионный Фонд и др. Негосударственные фонды, занимающиеся аналогичной деятельностью, также включаются в финансовую систему России.
Основные принципы организации и функционирования местных финансов регулируются федеральным законом. В соответствии с ним к местным финансам относятся средства автономного бюджета, ценные бумаги государства, а также другие возможные финансовые ресурсы, принадлежащие местным органам управления.
Местные финансы формируются и используются на принципах государственной финансовой поддержки, самостоятельности, на основании Конституции Российской Федерации и других правовых актов.
Местные финансы
Местные финансы — это основная масса денежных средств, которые используются для решения плановых вопросов на местном уровне. Формируются они также в основном за счет доходов местных предприятий и организаций. В некоторых случаях для поддержания местного бюджета могут выделяться дотации из федерального бюджета.
Несмотря на самостоятельность субъектов, входящих в состав Российской Федерации, финансовая деятельность не должна нарушать основ федеральной финансовой политики. Общая система налогов, отчисляемых в федеральный бюджет, устанавливается федеральным законом и действует во всех субъектах Российской Федерации. Этим достигается единство проводимой финансовой политики и единство экономического пространства во всех субъектах Российской Федерации.
Принципы
Финансовая деятельность государства основана на определенных принципах, соответствующих Конституции Российской Федерации. К основным принципам относятся:
— Принцип федерализма. Согласно ему любая финансовая деятельность должна сочетать в себе интересы федеративного государства с интересами ее субъектов и обеспечение последних необходимыми финансовыми ресурсами в полном объеме;
— Принцип законности. Выражается в детальном регламентировании процесса создания, распределения и использования финансовых средств, согласно принятому финансовому праву и возможности применения мер государственного наказания к правонарушителям;
— Принцип плановости. Согласно этому принципу финансовая деятельность базируется на основе системы плановых финансовых актов, структура и состав которых закрепляется в нормативных актах;
— Принцип гласности. Заключается в процедуре доведения до сведения населения проектов финансово-правовых актов, результатов проверок и ревизии финансовой деятельности. Принцип гласности осуществляется с помощью государственных средств массовой информации.