Как научить детей обращаться с деньгами
В каждой семье по-своему обращаются с деньгами, а на сценарий обращения ребенка с деньгами оказывают влияние не только родители, но и бабушка, дедушка, друзья и приятели. Каждые родители выбирают свои способы сделать детей финансово состоятельными, научить детей правильно зарабатывать и тратить деньги, но не все они действенные.
Общее понятие финансов всегда шире, чем просто то количество денег, которое есть у человека. Поэтому первоначально стоит научить ребенка различать свои желания и желания других людей. Чем младше ребенок, тем сложнее ему формулировать и отстаивать свои желания, особенно если они не совпадают с желаниями других людей. Со временем родителям начинает казаться, что никаких желаний у ребенка нет, но на самом деле это просто следствие чрезмерного давления со стороны родственников и друзей.
Часто бывает, что много лет спустя люди все же реализуют свои детские желания, — покупают вещи о которых давно мечтали, смотрят фильм, которые не одобряли родители, объедаются сладким или забывают мыть посуду.
Однако бывает и наоборот, взрослые заставляют детей уступить их давлению и поступают в выбранный папой институт или выходят замуж за одобренного мамой жениха.
После распознавания своих желаний стоит подумать о возможностях, то есть заработке средств на исполнение своих желаний. Маленькому ребенку деньги не нужны, ведь его желания и так выполняются, поэтому и смысла он в них не видит, но со временем осознает смысл этого универсального эквивалента. С этого момента можно начинать его учить с ними обращаться, то есть планировать затраты, копить до нужной суммы и рационально тратить.
Разумеется, в дошкольном возрасте ребенок еще не может зарабатывать, и деньги поступают к нему от родителей, и на этом этапе важно выдавать ребенку деньги независимо от его поведения и успехов в учебе. В противном случае вы либо подстроите ребенка под себя, что будет некомфортно для него, либо заинтересуете ребенка деньгами, а не самим процессом учебы.
Также не стоит платить детям за выполнение работы по дому, так как это приучит их к тому, что уборка нужна только тому, кто ее финансирует и потом заставить их делать что-либо бесплатно будет практически невозможно.
Размер содержания ребенка определяется финансовыми возможностями семьи, главное, ребенок должен осознавать ценность денег и те усилия, которые тратят родители на то, чтобы их заработать.
Чтобы ребенок получил финансовый опыт важно, чтобы родители не вмешивались в его траты, в противном случае никакого опыта он не получит. Лучше выдавать постоянную сумму, допустим раз в неделю, и ничего не давать до конца отмеренного срока. Если ребенок потратит все на жевачку ничего страшного, без таких трат опыт он не приобретет.
В подростковом возрасте ребенку нужно примерно столько денег, сколько его ровестникам, так как меньшая сумма заставит его некомфортно чувствовать себя в компании, а большая может превратить в дойную корову или сделать жертвой воровства. Также хорошо поощрять его желание зарабатывать, если это не будет во вред учебе или здоровью.
В психологии выделяют финансовые стратегии, проводя аналогию между пищеварением и заработком-тратой денег, в стратегиях проводится соотношение между планируемым заработком, реальным заработком и тратами. Таких стратегий 8:
«Горка» — человек, придерживающийся такой стратегии, планирует заработать меньше денег, чем зарабатывает и мало тратит. Такой человек не осознает свои реальные возможности, ему требуется поддержка других людей, также они не осознают своих реальных желаний и довольствуются малым. Как правило, их заработки уходят к людям со стратегией «ямка».
«Ямка» — стратегия, при которой планируются большие заработки, но ничего не зарабатывается и много тратится. Проблема таких людей в неумении зарабатывать и материальной зависимости от партнера, которому они должны возвращать эмоциональную поддержку.
«Дно» — такая стратегия предполагает, что люди хотят много зарабатывать, не зарабатывают ничего, но и трат у них нет. Такие люди не умеют добывать и не умеют есть. Такие люди, как правило, неординарные личности, которые не реализовали свой потенциал, они могли бы быть яркими, энергичными и живыми людьми, но потеряли вкус к жизни.
«Спуск» — как и в предыдущем случае, при данной стратегии люди много планируют, но мало тратят, разница в том, что такие люди зарабатывают примерно половину планируемого. Данная стратегия похожа на предыдущую тем, что в обоих случаях люди испытывают чувство неудовлетворения, так как не могут тратить на себя деньги, но, при этом, обладают большими запросами. Такие люди надеются, что в будущем ситуация изменится, но боятся, что этого не случится и, одновременно, испытывают недовольство нынешней ситуацией, так как желания их относятся к настоящему.
«Подъем» — при этой стратегии, люди рассчитывают на маленькие заработки, но зарабатывают гораздо больше, и тратят тоже больше. Это тот случай, когда человек не знает о своих реальных потребностях, приуменьшает их и не думает о будущем. Неприятная сторона такой ситуации в том, что тратить больше, чем зарабатываешь, можно только беря в долг, а долги нужно будет однажды вернуть.
«Равнина» — суть такой стратегии в том, чтобы зарабатывать столько, сколько запланировал и все тратить. Минус такой стратегии в том, что человек лишен возможности накапливать сбережения, и если человек хочет зарабатывать много или мало и все сразу тратит, это одинаково сильно истощает организм.
«Обрыв» — при этой стратегии человек зарабатывает так же много, как и планирует, но заработанное не тратит. Как правило, у такого человека есть нахлебник, у которого высокие запросы, и на которого тратятся средства. Минус в том, что человек не различает свои потребности и потребности близкого, считает чужие желания своими собственными.
«Норма» — это ситуация, при которой человек зарабатывает столько, сколько ему нужно и тратит так, чтобы остался запас для непредвиденных расходов. Такой человек осознает свои желания, умеет их обеспечивать и испытывает от этого удовлетворение.
Деньги являются видом энергии, которая может расходоваться на благо или на вред, а еще это возможности, с которыми нужно учиться обращаться. Поэтому для счастья ребенок должен научиться определять свои желания и владеть средствами для их реализации, то есть быть состоятельным.